DaDaKo

 

 

Up ] хРОниКА ] фото архив ] [ интерлюдия ] искусство Да ] ЦАiзм и абСЮРдада ]

кое какие материалы из истории абСЮРдада


Краткая история театра "АбСЮРдада"

Июль-90
Перформенс на Казани. Алекс и Эдвард (Кастор и Полукс)
Главная идея - сам акт выступления. Особенность действия в отсутствии заранее разработанного сценария и предварительности договора о содержании и форме выступления. Акцент на чистом незапланированном действии (Tabula Rasa). Главное в том, что Актеры совместили в выступлении своё Бытие-возможность (наличие и желание самовыражения - Possest - см.Николай Кузанский)
    План выражения = Скриптум Пост Фактум (Scriptum Post Factum)
1) Наличие автономных идей (план выражения) у А. и Э.
2) Взаимодействие идей Э. и А. (коммуникативный аспект)
3) Создание общей идеи (план-выражение)
4) Доведение идей до логического конца (Максимум логинг)

                                (план содержания)
Т.О. данное действие можно и нужно рассматривать как коммуникативную работу с идеей и формой. От плана выражения к плану содержания.

...В то время родилось название проекта "ПоэТеАрТРР АбСЮРдада"

Poe TheArTRr AbSURdada

1. Обозначение формы  деятельности PoeTheArTRr имеет сложную семиософскую структуру.
    а) PoeThe | ArTRr = поэтическое искусство
    б) Poe | The ArTRr = По (Эдгар) Театр-искусство
    в) Poe The Ar (ch) | TRr = поэтархи желания (ТРР = желание, см. Хармс! "на смерть Малевича")

2. Наименование "AbSURdada" имеет ярко выраженную троичную структуру:
    а) abSURda | da = связь с французским театром абсурда (Беккет, Ионеско)
    б) ab|| SUR || dada = влияние теории и практики (идеологии) сюрреализма
    в) ____ || dada = подчеркивая тем самым непрямую преемственность дада

Взаимодействие АбСЮРдада и ЦА
(см. также )

Театр АбСЮРдада и Ца есть суть идеологические проекты некоего У.
Посему сложная взаимосвязь Абс... и ЦА. Актив Абс. (Генеральный Совет) состоит из трех человек Эд, Майкл и Алекс. Миссия ЦА выражена Г.П. и Ловителем Крейзо, тогда как Алекс есть ЦА-френд (Цами) и активное начало ЦА и Абс... активно взаимодействуют, что было выражено, напр. в т.наз. Презентации: вторжение Дада-документации в дада-действо на сцене и возвращение Абс... метафизическим спектаклем "Неживые и Мертвые"
Особого внимания заслуживает концепция ЦА-ЭТО ДАДА/ ДАДА - ЭТО ВСЁ во взаимодействии с АбСЮРдада (см.ЦА и Абс)

(текст 1991 года, из архивов Абс.)

 

Устав Театрально-Поэтического Объединения "АбСЮРдада"

1. Поэтический театр "АбСЮРдада" является объЕдинением творчески мыслящих людей, поэтов и художников, и создан для Всестороннего Гармонического развития Человека во всех областях его деятельности.

2. Основой "АбСЮРдада" является Духовное Со-творчество людей независимо от их вероисповедания, национальной принадлежности и политических убеждений. Вместе с тем "АБс.." избегает прямого вмешательства в сферу политики и мирской жизни, предпочитая Чистое Искусство.

3. Формой деятельности поэТеАрТРа "АбСЮРдада" могут быть сценические постановки пьес широкого стилевого диапазона как в закрытых залах, так и в открытых пространствах: хеппенинги, перформенс, флуксус и прочая...

4. В рамках театра "АБс" могут проводиться литературно-творческие вечера, встречи с художниками и поэтами, тематические вечера и фестивали народного творчества.

5. Данный Устав не ограничивает, а предполагает методы и формы деятельности театра, подразумевая его творческое развитие и разработку каких-то определенных направлений.

Устав обсужден и принят на Общем собрании Театра.
11 февраля 1991

 

***

Несколько правдивых
слов
главного идиолога (см. фото)

«...в чем заключается правда? Она заключается в театре, а точнее в ТПО, (театрально-поэтическом объединении) «АбСЮРдада». Впрочем, я не буду скрывать своих истинных взглядов: это такое дерьмо.
Как сказал Басё: «возвысь свой дух и спустись, в мир обыденный». Да,
«Абс.» заключает в себе и высокий дух и обыденность, которая окружает нас. Возьмем к примеру Дали, он сказал: «Сюрреализм - это я», а разве Я - это сюрреализм?, И впрочем, что такое сюрреализм? (см. ца в гостях у дада)..Этот мир Странен, этот мир весь во мне, этот мир в «Абс.» Главный аспект молитвы,, как он сформулирован Маймодимом, есть не что иное, как первая ступень. А первая ступень - это искренность.
Если эти люди искренно верят в то что они делают, это главное, это хорошо.
Но в то же время может быть неистинно. Тогда эти люди заблуждаются.
Вот почему наш почему наш театр, или как он звучит в оригинале ПоэТЕАрТрр не имеета границ. Люди занимаются творчестбом, точнее со-творчеством, если сегодня они играют пьесы, завтра они пишут картины, потом сочиняют стихи... у нас это происходит сразу. Здесь нет ни грамма дилентатизма, главное искренность и желание. Вопрос профессионализма — это достаточно сложный вопрос эстетики театра. Здесь нет однозначных ответов. Я, например, придерживаюсь здесь эстетики Востока, а не Запада, суть различий между которыми не выразить в двух словах (См. работы Е.В. Завадской, А. Швейцера, Л. Витгенштейна, Хуэйнэня, Эзры Паунда и других...).

«Вот и выходит, что если попробовать достичь предела (познаний) на
нашем пути, то поймешь что цветок (читай "искусство" —Эд) вовсе не
есть нечто особо сущее. Цветком обладать не можешь, коли не достигнешь предела в постижении сокровенных начал (искусства -эв), коли всем существом своим не-познаешь начал дивного в тьме вещей».
                    Дзэами Мотокие. Предание о цветке стиля. (Фуси Кадэн).
«Смешной вы... Никак не повзрослеете. Чего-то требуете, чем-то
возмущаетесь, будто вы подросток. Детский максимализм...»
                                Натали Саррот. Золотые плоды. М. Прогресс. 1969.

ПостСкриптум Главного Идиолога устами Мартина Хайдеггера:
«Отрешенность от вещей и открытость для тайны взаимно принадлежим. Они обещают нам новую основу И почву для коренения, на которой и мы можем стоять и выстоять в мире техники, уже не
опасаясь его»

(напечатано в "спецуидальном номере" "Связиста" от 8.04.93)

Театр Абс. Разговоры и впечатления

    Разговор, который состоялся у меня с труппой театра "АбСЮРдада" был мягко говоря своеобразен, и человеку, незнакомому с творчеством этого коллектива, может показаться надуманным. Но у тех, кто хорошо знает этих людей и их творчество, не возникнет и тени сомнения в реальности происходящего.
Итак, в один из зимних вечеров я зашел в полузатемненный актовый зал. Где-то далеко раздавались уханье совы, негромко журчал ручеёк, а на балконе ночные птицы били крыльями, терзая свою добычу. Я осторожно подошел к художественному руководителю театра. (см. фото) Он лежал на копне свежевскопанной травы и негромко поигрывал на литаврах.
    - Извините, я вас не отвлеку. Вот это и есть театр "АбСЮРдада"? - Так смело и находчиво я начал наш разговор.
    - Да, - ответил он и взял несколько сложных синкопов. Синкопы мелко дрожали и издавали неприятный запах. Вдруг мимо нас, хлопая коленными подкрылками, промчались актеры и актрисы. Сбившись в кучу, они взобрались на сцену и ,негромко переругиваясь, начали танцевать вальс. Мелкий моросящий дождик покрывал их загорелые спины крупными маслянистыми каплями. Я невольно залюбовался игрой света на суровых лицах. В это время по заднику сцены спускались удивительные животные и растения. Ловкими и уверенными движениями Идиолог театра отсекал у них все лишнее. Остальное взвешивал на руке и бросал в стоящий рядом никелированный котел. Сзади я услышал какие-то глухие, булькающие звуки и оглянулся: в проходе между стульями Драматург бился на саблях с каким-то странным существом, покрытым густой бурой шерстью и отдаленно напоминающим мясорубку. Чуть в отдалении на пригорке сидел Композитор и пытался проколоть себе запястье большой швейной иголкой. Запястье не прокалывалось, игла гнулась, а композитор глупо хихикал.
Везде царили радость и оживление. Я решил больше не мешать, тихонько поднялся с земли, отряхнув с себя ногти и на цыпочках вышел из зала.
    Уже немало времени прошло с тех пор как я посетил театр "Абс." Но до сих пор, когда я возвращаюсь домой вечером, я сажусь в ванну и низко склонившись над водостоком, долго-долго смотрю в бездонные водные глубины.

З.Моргунов (внештатный корреспондент)
(напечатано в газете "Связист" № 26 (764) от 30.12.92)

Из-за кулис театра "АбСЮРдада"

    Претендуя на несколько большее, чем просто человек тем не менее цепляясь за корни растительного и животного мира, так сказать, флоры и фауны нашей планеты, все больше запутывается  клубке инстинктов. Это вроде бы неплохо, потому как человек избавляется от идеологически-назидательного пласта общественного социума. Но те же инстинкты заплетаются в псевдоприродные клубки туповатых общественных катаклизмов, в которых остро проявляется тенденция подмены атрибутами экономики  и политики таких понятий, как культура, спорт, наука, искусство, история, холодильные установки, медитация, грибные поездки, не говоря уже о любви, счастье, душе, циррозе печени и почковании гномиков СПИДа. Страдает абсолютно все. И прежде всего те колени, которые будут дрожать через много-много лет.
    Вот и я, некогда с затаенным дыханием наблюдавший за тем, как актовый зал расцветал в вихре театрального движения, теперь с ужасом отмечаю, как из его дверей выкатывается куча тех атрибутов, которые упоминались выше. Теперь в зал не зайти, ибо там ежедневно происходит в глубочайшем интиме темноты изучение иностранных языков половым путем. Оказыается за определенную плату половым путем передаются не только венерические заболевания и гномы СПИДа, но и иностранные языки. На первй взгляд, в эпоху, когда лекции о том, есть ли жизнь на Марсе, полностью вытеснились аналогичными лекциями о том, ечть ли жизнь за границей, кажется естественным подключить к залу компрессор и качать из него рублевую массу. Но, господи, не в ущерб же собственным коленям! Если вы уже в третьем колене интеллигент, то в четвертом вы можете быть жлобом. Конечно, жизнь не тетка, в карман не положишь, на хлеб не намажешь. Понятно, что институт еле сводит что-то с чем-то, а когда будет сводить зубы, то и ноги на карту протянешь. Доводы, казалось бы, железные. Если забыть о коленях. Дай Бог, чтоб молотком по коленям стучали только в кабинете у невропатолога. Хотелось бы верить в мудрость глаз и остроту сердца тех, кто намеревается сводить свои проблемы путем инъекции их в актовый зал.
    Естественно, подписываюсь псевдонимом, потому что настоящую фамилию я, к сожалению, забыл.

Михаил Петров
(печатается по газете "Связист" № 15 (779) от 12.11.93)

А тАкжЕ:

невошедше-неизданные материалы

"Многозвучные гроздья соседствуют с элементарными 3-х звездными последовательностями - символами замедленностями и остатками мысли..." (Кшиштоф Пендерецкий)

 

ИНТЕРВЬю С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

    ВОПРОС: Я вижу на вашем не лишенном благородности лице признаки усталости, если не сказать тяжелой болезни. Скажите, пожалуйста, вы больны? И если можно продиктуйте полный список болезней.
    ОТВЕТ: Я абсолютно здоров, как физически, так и душевно. Я здоров, как бык, слон, медведь, олень (тюлень?), заяц, короче как вся флора и фауна вместе взятые. Те же признаки усталости, которые вы усмотрели на моем лице свидетельствуют лишь о том, что вы меня уже изрядно утомили.
    ВОПРОС: Как вы относитесь к катарсису? Кто в АбСЮРдаде занимается этим вопросом? 
    ОТВЕТ: Катарсис - дело  непростое. Он либо есть, либо его совсем нет. Поэтому однозначно относиться к нему довольно сложно. Конечно, присутствие Семена Абрамовича Катарсиса на репетициях и на спектаклях для нас большая честь, но и большая ответственность. Огромное желание не ударить, как говорится, в снег лицом, заставляет перенапрягаться весь состав театра, что может привести к нежелательным и я бы даже сказал, катастрофическим последствиям. А в театре "АбСЮРдада" им никто не занимается. Ведь катарсис значит "очищение" . После спектакля же нашего театра зритель выходит не "очищенным", а максимально "испачкавшимся". И весь катарсис происходит за пределами театра.
    ВОПРОС: Как вы относитесь к выносу должности идиолога за штат сотрудников АбСЮРдады?
    ОТВЕТ: Я об этом ничего не знаю. Никакого выноса не было, или меня просто на него не пригласили. Идиолог самоустранился как физическая величина. Это естественный процесс. Толи театру стало тесно в рамках идеологии (идиологии! --ЭВ), толи идИологии стало тесно в рамках театра. Но так или иначе мы не встали на путь, как было сказано о нас в одной из статей, "пережившего свое время нравственного импотента"
    ВОПРОС: В свое время С.Дали сказал, что сюрреализм - это он. Можете вы сказать, что АбСЮРдада - это вы?
    ОТВЕТ: Чтобы ответить на этот вопрос, я сначала должен еще и еще раз подчеркнуть: театр "АбСЮРдада" и творческое объединение "АбСЮРдада" - две совершенно разные вещи. Я являюсь художественным руководителем театра (подчеркнуто), а не "АбСЮРдады" под названием театр. Это принципиальное различие. И из двух слов "театр АбСЮРдада" для меня основным является "театр". Естественно сказать, что я - это АбСЮРдада, как минимум глупо. В одном из программных документов было сказано "АбСЮРдада больше чем АбСЮРдада, как целое больше части". К этому добавить нечего. А вот что касается театра "АбСЮРдада", то тут с глубоким сожалением (да-да, именно с сожалением и это не кокетство), я вынужден признать, что дела обстоят так, что сказав "Театр АбСЮРдада - это я", я буду далек от истины. И поверьте, это меня совершенно не радует. Но я надеюсь и вижу перспективы к изменению положения дел.
    ВОПРОС: Вы понимаете, что вы делаете? И если да, то зачем?
    ОТВЕТ: Я прекрасно понимаю и осознаю все, что делаю, даже находясь в состоянии тяжелого алкогольного отравления. я хожу, стою, сплю, ем, ставлю спектакли, толкаю бабушек на проезжую часть, спорю с друзьями, вставляю в стекла детского сада порнографические открытки, пишу стихи, готовлю пищу, продаю школьникам наркотики, спускаюсь по лестницам, пью газировку, заставляю курить беременных женщин. И все для того, чтобы в один прекрасный день сказать: "Что не делается - все к лучшему" (Sic! --эв)
    ВОПРОС: Как вы относитесь к заявлению главного режиссера вашего театра, что АбСЮРдады нет и нет уже с 1992 года?
    ОТВЕТ: На этот вопрос я уже ответил, когда мы говорили о том, АбСЮРдада я или нет. По поводу же самого факта заявления могу лишь сказать, что отсутствие АбСЮРдады для нашего режиссера, это его личное дело. Да и вообще заявления подобного рода, по большей части пошлы и банальны. За внешним эпатажем в них ничего нет. Это дешевая игра на публику. Странно только, что главный режиссер не понимает, или не хочет понять, что кроме него и меня никому нет дела до того, есть АбСЮРдада или нет.
    ВОПРОС: Пожалуйста, представьтесь нашим читателям.
    ОТВЕТ: Алексей Карелин.

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР

    ВОПРОС: Какой школы в режиссуре вы придерживаетесь?
    ОТВЕТ: Ну ты, брат, загнул. Я считаю, что я достаточно крепко сам стою на ногах, чтобы за что-то еще придерживаться. Будучи ребенком, помню такое, придерживался за мамину юбку, за отцов указательный палец, за собственное ухо, когда оно болело. Будет еще время, сдается мне, я буду придерживаться за стену, когда ноги откажут передвигаться, а мозги соображать. На мой взгляд, не надо себя примерять к каким-то школам (режиссуры, нет ли), детским садам, домам престарелых или же там идеям, философиям, социальным системам. А надо примерять всю эту чепуху к себе и уметь отбрасывать то, что не соответствует тебе. Как говорил Конфуций: "Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему". Скажем, я знаком с системой Станиславского. В нем достаточно много полезных вещей. Но это не заставляет меня навязывать его направо и налево. Всему свое место и время. Везде же должна быть адекватность.
    ВОПРОС: Сколько еще режиссеров в театре и какие у вас с ними отношения?
    ОТВЕТ: Режиссеров много, но главный-то я один. Кроме шуток, театр "АбСЮРдада" - это не жесткая конструкция, как по каким-то коцептуальным задвигам, так и по составу. Люди приходят и уходят, а АбСЮРдада остается. Так что я уклонюсь от ответов типа, сколько режиссеров, сколько актеров, сколько калек и юродивых. И тем не менее, отношения с режиссерами исключительно творческие. Даже битье морд, что нередко бывает, тоже происходит творчески.
    ВОПРОС: Расскажите о начале вашего творческого пути.
    ОТВЕТ: Начало пути? Первый спектакль, в котором я сыграл, приходится на школьные годы. Вот минет уже 10 лет с той поры. Я любил играть в баскетбол, гандбол, футбол, а меня постоянно дергали на репетиции, на что я просил дать мне хоть раз в неделю спокойно попинать мяч. Я был полон юношеского нигилизма, смешанного со школьным романтизмом (эх, молодость!) И все-таки, благодаря именно этой смеси я довел до конца тот спектакль. Не скажу, что это было что-то выдающееся. Скорее, это было совсем никакое, т.к. я вообще  не понимал, что я делаю, зачем я делаю, когда за стенкой играли в футбол. Но удовольствие я получил. Вездесущий принцип удовольствия видно сработал. И через три года была "Женитьба" Гоголя. Это была уже серьезная работа. И пошло, и поехало. Об этом лучше не говорить. Потому что суть кровь, пот и слезы.
    ВОПРОС: Ваш любимый режиссер, актер, драматург, писатель, композитор, администратор, спортсмен, главный режиссер.
    ОТВЕТ: Так по очереди. Режиссер. Можно кинорежиссер? Это быстрей на ум приходит. Бунюэль. Актер. Если наших, то два: Абдулов и Янковский; не наших всех и не упомнить. Далее все подряд: Ионеско, Кортасар, Сергей Михайлов, Олег Голиков (первый администратор ТПО "АбСЮРдада"), Харламов (хоккеист) и Платини (футболист), я (т.е. Бобби Уотсон).
У меня есть еще любимые:
актриса - Катрин Денев
князь - Владимир Красно Солнышко
пионер - Павлик Морозов
косманавт - Юрий Гагарин (так! --эв)
художник - Рене Магритт
сапожник - Ф.Саламандра
президент США - текущий
американец - Ален Гинзберг
румын - Эжен Ионеско
русский - который не любит быстрой езды
ирландец - Беккет
блюдо - заливное из  языков жаворонков
    ВОПРОС: Ваши отношения с коллективом театра.
    ОТВЕТ: Подчас сложные, иногда ужасные. Порой годами ищем общий язык. Когда находим, оказывается, что не тот. Но говорить надо. Говорим. Молчим. Это больно. Иногда, но очень редко, наступает прорыв. Тогда хочется летать вместе со всеми. Без крыльев и парашютов. Пусть будут благословенны такие дни.
    ВОПРОС: Какие отношения вы предпочитаете с женщинами, мужчинами, детьми, стариками, животными, бухгалтерами.
    ОТВЕТ: Да, что вы заладили отношения да отношения. Ну, хорошо, отвечу. С женщинами среди прочих отношений, предпочитаю вымученнокислые отношения. С мужчинами? Хм. Не хихикайте, молодой человек, серьезнее надо быть, серьезнее. Отношения с детьми. Люблю их. На картинках. Или когда они маленькие. Очень. Так что и в микроскоп не рассмотреть. Вообще-то я всех людей люблю. Со стариками предпочитаю отношения уточченно-вежливые, участливые, стараюсь показать, что они еще слишком молодо выглядят, что у них вся жизнь впереди и т.д. Животных терплю по мере поступления. Особенно обожаю естественную среду обитания. Все мы оттуда. Есть в нас что-то животное. Туда и вернемся. Люблю и жалею кошек, когда держу их за хвост. Бухгалтерию ненавижу. я просто не понимаю смысла их существования, каким боком они прикрепляются к системе мироздания. Хотя, если совместить два понятия: нирвана и бухгалтерия, то это будет что-то отличное от нуля. Но говорят, что они нужны. Поэтому я терплю. По-моему мир погубят не только политики, но и бухгалтеры, как нация. Их станет столько много в один прекрасный момент, что других людей просто не останется. И они засчитают себя до смерти.
    ВОПРОС: Ваше творческое кредо.
    ОТВЕТ: Искусство для искусства. А также наука для науки. Кулинария ради кулинарии. Сон ради сна. Мечта ради мечты. Арбуз ради арбуза, а не ради промывки почек. Вера ради веры. Любовь ради любви. Чистое искусство, чтобы не вкладывалось в это понятие, это мое кредо.

* * *    

МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ ПО ПРОИЗНЕСЕНИЮ СЛОВА "АбСЮРдада"

   В начале хочется напомнить, что все слова, которые написаны на бумаге, а, следовательно, не подлежат вырубке топором, можно произносить вслух. Думается, что читатель данных методических указаний сам в состоянии определить, можно ли произносить вслух слово "АбСЮРдада"
    После того, как эта проблема будет решена положительно, можно при